15 февраля 2019Под крылом самолёта


 
Деятельность Минского ОВД Органы внутренних дел на воздушном транспорте связана исключительно с авиаперевозками, но это не единственная его особенность. В состав отдела входят подразделения, которых нет в других ОВДТ, а одно и вовсе не имеет аналогов в Беларуси

Да и структура преступности, с которой сталкиваются стражи порядка в воздушной гавани, отличается. В прошлом году здесь увеличилось число совершенных злодеяний, но это нельзя ставить в укор местным милиционерам. Во-первых, пассажиропоток постоянно растет (в среднем на полмиллиона человек) - за 2018-й главный аэропорт страны принял на
1600 рейсов больше, чем в предыдущем. Во-вторых, процент раскрываемости по линии уголовного розыска достигает 90%, что является одним из самых высоких среди подразделений транспортной милиции.

Зато хищений, как ни странно, в общей статистике меньше половины, а первое место в преступном топе занимает подделка документов, удостоверяющих личность (21 случай в минувшем году). Такие факты выявляются при взаимодействии с сотрудниками Госпогранкомитета. Липовые паспорта в 2018-м предъявляли исключительно иностранцы (граждане России, Ирана, Грузии, Перу, Узбекистана, Турции, Камеруна, Украины, Ганы, Германии, Конго, Испании, Кубы).

А вот каждое четвертое из зарегистрированных преступлений - кража. Причем предметом незаконного посягательства становятся не только личные вещи пассажиров.

- Пропадает и имущество юридических лиц, - говорит начальник Минского ОВД Органы внутренних дел на ВТ подполковник милиции Сергей Курилов. - Понимая, что во время строительства нередко находятся желающие что-то незаконно присвоить, пристально следили за возведением второй взлетно-посадочной полосы. После выявления условий, которые могли бы поспособствовать совершению преступлений, внесли более 20 представлений по устранению недостатков. Безответственность и бесконтрольность должностных лиц однажды привели к курьезу. В отдел принесли заявление о хищении компрессора. Когда начали разбираться, оказалось: строители просто переместили технику на другой объект и забыли об этом.

В прошлом году благодаря совместной работе транспорт­ников и администрации аэропорта, которая прислушалась к рекомендациям о развитии системы видеонаблюдения, не зафиксировано ни одной кражи из багажа. Сейчас техника позволяет просматривать практически каждый сантиметр аэрокомплекса, а на спецформе операторов по обработке багажа имеются видеорегистраторы. Дали положительный эффект и изменения подходов к отбору работников. Среди главных требований - отсутствие нарушений законодательства и наличие высшего образования. Конечно, пассажиры все еще заявляют о хищениях. Однако оперуполномоченные, проследив по видеозаписям путь чемодана от владельца до самолета или обратно, удостоверяются, что преступления произошли не на территории нашей республики.

Сотрудниками ОУР Отдел уголовного розыска раскрыты два мошенничества в особо крупном размере. Россияне, прилетев в главную воздушную гавань страны, воспользовались услугами расположенного в ней пункта проката автомобилей. Правда, возврат транспортных средств не входил в их планы. Установить личности злоумышленников не составило труда, так как те предъявили свои действующие паспорта. А вот найти их оказалось сложнее, как и машины, которые уже успели перегнать в другую страну.

При выявлении лиц, находящихся в межгосударственном розыске, правоохранители из Национального аэропорта нередко взаимодействуют с коллегами из других подразделений ОВД Органы внутренних дел, в том числе ГУБОПиК Главное управление по борьбе с организованной преступностью и коррупцией МВД. В прошлом году задержаны 90 человек - в основном граждане России, Грузии, Армении, Таджикистана, Азербайджана. А вот имеющих паспорт стран Европы - единицы.

Уже несколько лет успешно работает отделение по наркоконтролю, одна из задач которого - отслеживать почтово-телеграфную корреспонденцию. В 2018-м его сотрудники перекрыли канал поставки в нашу страну психотропов из России. Выявлялись и другие запрещенные к пересылке предметы - оружие, поддельные документы, нацистская символика. Соответствующее сообщение направлялось в орган внутренних дел, на территории обслуживания которого живет получатель. Так, по информации представителей Минского ОВД Органы внутренних дел на ВТ возбуждено девять уголовных дел, в том числе в Березовском РОВД Районный отдел внутренних дел, Минском РУВД Районное управление внутренних дел, Жодинском ГОВД.

Уникальное для транспортной милиции подразделение, существующее только в ОВД Органы внутренних дел на ВТ, - ГАИ. Автоинспекторы отвечают за порядок на земле, и работы у них немало. Сами пассажиры, а также встречающие и провожающие предпочитают общественному транспорту личный. Кроме того, в прошлом году начат эксперимент: сотрудники Госавтоинспекции обслуживают и микрорайон Сокол - анклав Октябрьского района столицы, расположенный более чем в 20 километрах от МКАД. До ОГАИ Отдел Государственной автомобильной инспекции РУВД Районное управление внутренних дел - еще дальше. Милиционеры реагируют на дорожно-транспортные происшествия, административные правонарушения, проводят рейды и профилактические мероприятия.

Отделение по контролю за пребыванием иностранных граждан на территории Республики Беларусь Минского ОВД Органы внутренних дел на ВТ - единственное в системе министерства. Это не ОГиМ в привычном его понимании. Среди основных функций подразделения - реализация Указа Президента по безвизовому въезду. Сотрудники в минувшем году выявили 1730 правонарушений миграционного законодательства, а также выдали 498 выездных виз из Беларуси.

Не так давно изменились обязанности сотрудников подразделения досмотра - сейчас они отвечают за охрану общественного порядка в соответствующей зоне, содействуют при депортациях, сопровождают пассажиров, перевозящих оружие.

Многие офицеры Минского ОВД Органы внутренних дел на ВТ - выходцы из ППСМ Патрульно-постовая служба милиции. Примером для них является заместитель начальника отдела - руководитель МОБ Милиция общественной безопасности подполковник милиции Александр Волчек, более 20 лет назад начинавший в патрульке.

А еще здесь трудится целая армия, помогающая милиционерам, - это ветераны органов внутренних дел, решившие связать гражданскую жизнь с воздушным транспортом.

- Их действительно немало, - говорит С. Курилов. - За примерами далеко ходить не нужно. Это в прошлом водитель нашей ОДС Оперативно дежурная служба прапорщик милиции Михаил Каминский, отдавший отделу более 27 лет, и бывший помощник дежурного старший прапорщик милиции Валерий Шершень. То, что в подразделениях авиационной безопасности и режима много бывших сослуживцев, только облегчает взаимодействие.

Национальный аэропорт Минск, словно живой организм, постоянно в развитии. Недавно окончено строительство второй взлетно-посадочной полосы с рулежной дорожкой, грузовым перроном и местами стоянок воздушных судов, а также ограждения, грузовой части летного поля, объездной дороги, контрольно-пропускных пунктов. Вскоре начнется возведение дополнительного обслуживающего терминала. Реконструкция комплекса завершена, однако продолжается его модернизация, увеличиваются торговые площади. Изменения потребовали расширения службы авиационной безопасности и режима.

- Учитывая ежегодное возрастание показателей и мощностей Национального аэропорта, введение в эксплуатацию новой взлетно-посадочной полосы, видим необходимость увеличения численности личного состава Минского ОВД Органы внутренних дел на ВТ, - сообщил заместитель начальника УОООБОТ МВД подполковник милиции Павел Науменко. - После строительства новых терминалов и грузовых комплексов зона обслуживания значительно расширится, и потребуются дополнительные силы для участия в предполетном досмотре, обеспечении общественной и дорожной безопасности, контроле за миграционными потоками.


Ольга КОЗДЕРКО. Фото Вячеслава ЦУРАНОВА.