13 июля 2018Абонент, который всегда доступен

За первое полугодие 2018-го оперативно-дежурные службы милиции республики приняли более 243 тысяч заявлений
и сообщений. Помимо этого, на специальную линию 102 поступило еще порядка 200 тысяч обращений справочного характера, которые не касались вопросов деятельности милицейских подразделений и не содержали информацию, требующую проверки со стороны органов внутренних дел.

Центр управления
- Наша структура - своеобразный центр управления всеми силами и средствами милиции, - рассказывает начальник УОДС Управление оперативно-дежурной службы МОБ Милиция общественной безопасности МВД полковник милиции Алексей ГОЛОВАЧ. - Сотрудники в круглосуточном режиме принимают от граждан заявления и сообщения о преступлениях и происшествиях, своевременно реагируют на них и на любое изменение оперативной обстановки, а также обеспечивают надлежащий порядок хранения и выдачи вооружения. Я бы сравнил дежурную службу с дирижером, руководящим оркестром. От нее зависит, насколько слаженно, в унисон будут работать остальные подразделения. Мнение о милиции может складываться из единичных фактов. Допустит, например, инспектор при реагировании на то или иное сообщение ошибку, пусть даже самую незначительную, и, будьте уверены, стойкое негативное отношение к органам внутренних дел будет сформировано. Дальше идет цепная реакция: рассказал одному знакомому, другому… И наоборот. Сталкивается человек с какой-то проблемой, обращается в оперативно-дежурную службу. Если с ним обойдутся вежливо, окажут реальную помощь, то и отзыв о работе сотрудников будет соответствующий. Поэтому всегда акцентирую внимание на том, что хочу видеть в нашей службе не только правоведов, но и хороших психологов. 

В ОДС Оперативно дежурная служба тишины практически не бывает. К примеру, только в Минске дежурные принимают за сутки порядка 1340 сообщений, а во Фрунзенское РУВД Районное управление внутренних дел столицы за 24 часа поступает свыше 280 звонков. Вся нагрузка ложится на плечи сотрудников, которые при этом сами остаются, как говорится, за кулисами. Дежурный или его помощник в кратчайшее время должны объективно отреагировать на полученную информацию. По словам Алексея Николаевича, очень часто основная проблема заключается в самих гражданах, которые преподносят ее необъективно. На такие случаи у сотрудников ОДС Оперативно дежурная служба и службы милиции «102» уже давно разработана действенная схема общения, помогающая разговорить человека, уточнить все детали. Зачастую они умело используют различные психологические приемы. Ведь от этого напрямую зависит раскрытие преступлений. Сегодня почти 64% противоправных деяний раскрывается по горячим следам.

Нужно отметить, что оперативно-дежурная служба не оставляет без внимания ни одного звонка, даже если он не по адресу. Ведь в отличие от многих организаций 102 - абонент, который доступен всегда. 

Вспомнил Алексей Николаевич и неординарный случай. В январе 2010 года телефонный террорист позвонил из Минска в приемную ФСБ России и сообщил, что поезд «Калининград - Москва», следующий через Беларусь, заминирован. Коллеги из Смоленска передали тревожное сообщение в дежурку. Тогда морозной ночью пришлось на два часа останавливать поезд и эвакуировать более 500 пассажиров. К счастью, информация об угрозе не подтвердилась. Звонившего вычислили и после соответствующей экспертизы отправили на принудительное лечение. К слову, в нынешнем году в стране уже зарегистрировано 11 ложных сообщений об опасности.

Нагрузка на сотрудников ОДС Оперативно дежурная служба территориальных ОВД Органы внутренних дел и крупных городских отделов милиции действительно колоссальная. Иногда после напряженной смены милиционеру или оператору бывает нелегко переключиться, обратить внимание на солнечную погоду или городской пейзаж. Мысленно сотрудник всё еще находится где-то там, в гуще событий.



Российский опыт
Помните, как в старых советских фильмах, посвященных милиции, выглядела дежурная часть? Сегодня же это, пожалуй, самая технически оснащенная служба, однако за более чем полувековую историю ее существования принципы и методы работы остались прежними. При этом подходы к деятельности ОДС Оперативно дежурная служба постоянно совершенствуются, в том числе благодаря сотрудничеству с коллегами из других стран. 

Совсем недавно белорусские делегации выбывали для изучения опыта работы служб, аналогичных нашей «102», в Азербайджан и Грузию, а во главе с Алексеем Головачом - в Москву. Как отметил руководитель УОДС Управление оперативно-дежурной службы, командировка оказалась очень плодотворной. 

- Мы изучили работу дежурной части ГУВД по Москве, столичного управления Госавтоинспекции, посетили подразделение полиции Западного административного округа города и отдела МВД России по району Дорогомилово российской столицы, - рассказал А. Головач. - Впечатление осталось только хорошее. Нам есть что перенимать у коллег. Например, при доставлении гражданина в ОВД Органы внутренних дел проводится обязательная дактилоскопия на электронном сканере. Информация сразу поступает во всероссийскую базу данных, и на мониторе высвечивается вся подноготная человека, зарегистрированного в любом из регионов России. 

Есть заслуживающие внимания белорусов моменты и в деятельности по линии ГАИ, в том числе по выезду следственно-оперативных групп на места ДТП. В дежурной части используется система сопоставления регистрационных номеров транспортных средств, имеется возможность автоматической проверки видеоинформации с различными базами данных МВД. Кроме того, система предоставляет доступ к электронной карте Москвы и план-схемам обслуживаемых территорий, а также к другой справочной информации смежных ведомств. Всё это происходит в едином информационном пространстве, координатором которого является оперативный дежурный. 

Работа систем видеонаблюдения в Москве также поставлена на самый высокий уровень. В общей сложности функционирует около 170 тысяч видеокамер, из которых 110 тысяч - при входе в подъезды, 25 тысяч охватывают дворовые территории, остальные размещены в местах массового скопления людей. Городской общественный транспорт тоже буквально напичкан аппаратурой. В зависимости от вместительности техники здесь может быть установлено от 16 до 32 камер. За этим ведется строгий контроль. Ни один маршрутный автобус или троллейбус не выйдет в рейс с неисправными видеосистемами. 

Побывали наши милиционеры и в подразделении ОВД Органы внутренних дел на метрополитене. Для удобства граждан каждая станция московской подземки оборудована кнопками экстренного вызова сотрудников полиции, аудио- и видеосигнал от которых поступает в дежурные части отделов полиции. 

- Никто не живет в постоянном ожидании нападения хулиганов или грабителей. Поэтому, когда такое случается, у пострадавших и очевидцев происходящего под рукой может не оказаться телефона, чтобы сообщить о случившемся, - говорит Алексей Николаевич. - Тогда нужно просто воспользоваться таким устройством. И уже через считаные минуты к месту прибудет наряд полиции. Можно нажать тревожную кнопку и когда необходимо срочно оказать медицинскую помощь, но нет возможности вызвать скорую иным способом, а также в других экстренных случаях. Это только некоторые нюансы деятельности полиции, часть из которых мы взяли себе на заметку. Однако и у нас достаточно много инновационных наработок, которые, считаю, будут полезны соседям.

Юрий ДУДКО, газета "На страже".