11 января 2019Век под стук колёс


Железнодорожная милиция создана декретом ВЦИК от 18 февраля 1919 года. Помимо прав и функций общей милиции она была наделена специальными обязанностями

Именно поэтому, когда к концу 1921 года из-за тяжелой социально-экономической обстановки в стране это подразделение упразднили, борьба с преступностью на транспорте стала менее эффективной. До 1937 года соответствующие функции выполняли органы общей милиции, транспортные отделы ОГПУ и подразделения Народного комиссариата путей сообщения, однако их сотрудники не имели навыков предупреждения и раскрытия специфических преступлений.

В итоге транспортную милицию решено было воссоздать.

Образованному в Гомеле отделу передали в подчинение отделения в Унече, Могилеве, Жлобине, Калинковичах, Осиповичах и оперпункты на станциях Новобелицкая, Сновская, Новозыбков, Кричев, Бобруйск, Слуцк. Возглавил подразделение лейтенант госбезопасности К. Дейков. Также на территории БССР существовала Западная ЖД, обслуживаемая отделом с дислокацией в Смоленске.

После присоединения Западной Беларуси созданы дорожные отделы милиции на Брест-Литовской (Барановичи) и Белостокской (Гродно) железных дорогах. Первому подчинялись ЛОМы в Барановичах, Бресте и Лунинце, второму - Гродно, Белостоке, Лиде, Волковыске, Молодечно.

Наряду с совершенствованием организационной структуры укреплялся кадровый потенциал, повышалось профмастерство сотрудников. С апреля 1940-го началась подготовка руководителей во вновь открывшихся московской Центральной и новочеркасской Межобластной школах НКВД СССР, организовывались курсы переподготовки в Воронеже и Харькове. Отличники учебы поощрялись. К примеру, 19 июня 1941 года начальнику оперпункта милиции станции Брест-Полесская сержанту милиции И. Корначеву за отличные успеваемость и служебные показатели во время учебы выдана премия в размере 200 рублей.

С июня 1940 года началась подготовка личного состава ОВД Органы внутренних дел на летних лагерных сборах, в ходе которых милиционеры знакомились с нормативными правовыми актами по вопросам укрепления правопорядка, делились накопленным опытом борьбы с преступностью, занимались физической и огневой подготовкой.

В практику вводилась еженедельная командирская учеба. Ежегодно проводились также собрания отличников милиции.
Для повышения уровня физической подготовки систематически организовывались спортивные соревнования. В частности, доротдел на Белорусской ЖД в январе 1941 года провел десятикилометровые лыжные гонки с преодолением препятствий, в которых участвовали 55 человек. Общекомандная победа досталась гомельскому ЛОМу, личную викторию праздновал милиционер оперпункта на станции Березина Л. Запольский. Победители награждены переходящим призом, грамотами и премиями (от 100 до 300 рублей).

В первые часы войны гитлеровская авиация обрушила массированные удары на крупные узлы, станции, мосты, другие важные объекты приграничных железных дорог. Особенно тяжелая обстановка сложилась в Брест-Литовске: транспортный узел оказался под артиллерийским огнем. Были нанесены бомбовые удары по станциям Жабинка, Лида, разрушены объекты, обеспечивавшие движение поездов на отдельных участках.

Начальник доротдела на Брест-Литовской ЖД Афанасий Красильников вспоминал: в два часа ночи 22 июня 1941 года из оперпункта милиции на станции Ивацевичи ему доложили, что в районе станции Береза-Картузская неизвестный самолет обстрелял поезд, имеются убитые и раненые. Позже его заместитель по оперработе лейтенант госбезопасности Н. Лобаков проинформировал со станции Жабинка, что с Брестом связи нет, а железнодорожный путь разрушен.

Сотрудники ЛОМ на станции Брест вступили в бой в первые часы войны. Оборону вокзала возглавил начальник отделения милиции Андрей Воробьёв. Позже исследователи установили, что тогда погибли А. Головко, П. Довженюк, И. Назин, Г. Ефремов, А. Климук, К. Трапезников. Схваченный фашистами А. Воробьёв расстрелян.

Писатель Сергей Смирнов называл оборону железнодорожного вокзала Бреста «родной сестрой обороны Брестской крепости».

Мужественно и стойко выполняли служебный долг сотрудники других линейных подразделений. Под разрывами бомб начальник ЛОМа на станции Минск старший лейтенант милиции А. Куропаткин организовал эвакуацию мирных жителей и вывоз служебной документации, самоотверженно действовал до последней минуты жизни. Вместе с руководителем погибли его подчиненные И. Щербаков, П. Стиплин, А. Лещенко, П. Пукалов, Е. Башун, А. Бардыго.

Сотрудники ЛОМа на станции Могилев под руководством сержанта госбезопасности В. Прокоповича и его заместителя И. Логвинова вместе с воинскими формированиями встали на защиту стратегически важных железнодорожных транспортных коммуникаций, участвовали в эвакуации населения и промышленного оборудования, боролись с диверсантами, пресекали преступные проявления. 13 ию-
ля 1941 года со станции ушел последний поезд, город на Днепре был окружен. Дни и ночи защитники героически сдерживали врага, но 27 июля фашисты заняли местность. При ее обороне погибли В. Прокопович, В. Громов, А. Азаренко, С. Таборко.

Многие милиционеры-транспортники влились в ряды Красной армии. Отдельная милицейская рота храбро сражалась в районе деревни Руденец и станции Уза. Особенно ожесточенный бой завязался у деревни Поколюбичи. Против бойцов народного ополчения, вооруженных в основном винтовками, гитлеровцы применили артиллерию, минометы, пулеметы и даже авиацию. Но пробить брешь в обороне не смогли. В том бою отличились сотрудники жлобинского ЛОМа Н. Зайцев, М. Семочкин, В. Бондарев, А. Смирнов, К. Ахраменко, В. Ермоленко, Е. Лобович, С. Котыев, Г. Храпуцкий.

И. Янченко встретил войну милиционером линотделения на станции Орша. После эвакуации подразделения в июле 1941-го был призван в Красную армию. Боевой путь начал на Волге, а закончил в Праге. За личное мужество и отвагу командир отделения взвода полковой разведки гвардии старшина Янченко удостоен ордена Славы трех степеней, ордена Красного Знамени, медали «За отвагу».

Оперуполномоченный ЛОМа на станции Белосток старший сержант милиции А. Татарников был призван в армию, в сентябре 1941 года попал в плен, а после бежал из лагеря смерти Сульсбах. В Словацких Бескидах вступил в интернациональный партизанский отряд и был назначен командиром группы. На его счету десятки пущенных под откос эшелонов, сотни поверженных фашистов. При подрыве очередного моста группа Татарникова попала в засаду. Прикрывая отход товарищей, он снова попал в плен и был направлен в лагерь смерти Маутхаузен. Там во время восстания с группой товарищей бросился к сторожевой вышке. Обезвредив эсэсовца, повернул оружие в сторону фашистов. Каменный двор лагеря был усеян трупами врагов, но и сам герой погиб, изрешеченный пулями.

Началом восстановления деятельности белорусской железнодорожной милиции считается осень 1943 года, когда в Унече создали доротдел на ЖД под руководством подполковника милиции А. Кусакина. В январе 1944-го подразделение перебазировалось в Гомель. После освобождения Барановичей возродили отдел на Брест-Литовской железной дороге (начальник - подполковник милиции Пущин), через девять месяцев - доротдел на Белостокской ЖД в Гродно (майор милиции А. Санфиров).

Самой острой проблемой в этот период являлась кадровая. Командно-оперативный и рядовой состав транспортной милиции комплектовался откомандированными из других доротделов сотрудниками, бывшими партизанами и подпольщиками. В повышении их профессионального уровня важную роль играли сборы, семинары, переподготовка в учебных заведениях.

Среди множества функций железнодорожной милиции главными, как и прежде, были охрана общественного порядка, борьба с уголовной преступностью, детской безнадзорностью и беспризорностью, розыск государственных преступников и дезертиров. Особую остроту в эти годы приобрела борьба с бандитизмом, разбоями и грабежами, хищениями грузов, воровством в торговле, снабженческо-сбытовых организациях и работающих на оборону предприятиях.

В поле зрения правоохранителей были спекулянты и «мешочники», а также лица, занимавшиеся подделкой продовольственных карточек.

Для борьбы с «гастролерами» в ноябре 1944-го по доротделу на Брест-Литовской ЖД в ЛОМах на станциях Лунинец, Брест и Барановичи из 62 сотрудников сформировали шесть оперативных групп и пять заслонов. Их рабочий день длился с девяти утра до полуночи с двухчасовым перерывом на обед.

Приказы того времени дают представления об основных направлениях служебной деятельности.

«…18 ноября 1944 года на станции Волковыск-Центральный в вагоне, прибывшем без пломбы со станции Гродно, обнаружено хищение трофейного имущества. При проверке установлена недостача 120 пар ботинок. За совершение данного преступления были задержаны рабочие станции.

…30 марта 1945 года работниками ЛОМа на станции Лида вскрыта и ликвидирована хищническая группа в системе ОРСа из четырех человек, в том числе заведующие двух магазинов и экспедитор хлебопекарни. Похищали по фиктивным фондовым ордерам мясо, жиры, сахар, хлеб и другие продукты питания.

…Заместитель начальника ЛОМа на станции Лунинец старший лейтенант милиции Трошин в апреле 1945-го умело провел две операции по задержанию четырех дезертиров из РККА, входящих в состав бандитских формирований.

…Милиционер оперпункта милиции на станции Барановичи-Полесские Шемер за первый квартал 1945-го задержал 60 правонарушителей. Приказом НКПС он награжден значком «Ударнику Сталинского призыва».

…Инспектор детской комнаты линотделения на станции Лунинец Осипов в апреле 1945-го выявил 15 беспризорных детей.

…7 апреля 1945-го старший оперуполномоченный ЛОМа на станции Волковыск старший лейтенант милиции Н. Карташов задержал группу из пяти ранее судимых преступников, возглавляемую дезертиром из РККА. Несколько месяцев они совершали ограбления пассажиров поездов на Брест-Литовской, Западной и Литовской дорогах».

Транспортники вместе с территориальными коллегами и чекистами проводили сложную и опасную работу по ликвидации бандитских групп. 6 марта 1945 года двое неизвестных с автоматами под видом работников НКВД совершили грабеж. Их задержал оперуполномоченный линейного поста на станции Ошмяны И. Беляев. Позже он обезвредил вооруженных грабителей, совершивших несколько нападений в деревне Кировощизна (станция Ошмяны). В апреле 1945-го во время конвоирования бежал главарь банды, который ранее дезертировал из армии. Опер-уполномоченный выяснил его местонахождение, преступника задержали с помощью бойцов войск НКВД. В 1944 - 1945 годах при исполнении служебных обязанностей погибли старшие оперуполномоченные ЛОМа на станции Лунинец старшие лейтенанты милиции Алексей Волков и Василий Лычёв, помощник оперуполномоченного ЛОМа на станции Молодечно Александр Скачек, старший следователь доротдела на Брест-Литовской ЖД младший лейтенант милиции Иван Харский.


В первые послевоенные годы структура железнодорожной милиции изменилась. Из-за передачи некоторых территорий Польше в октябре 1946-го прекратила деятельность Белостокская магистраль. ЛОМы на станциях Гродно, Лида, Волковыск перешли под юрисдикцию доротдела на Брест-Литовской, а на станции Молодечно - Западной железной дороге.

Транспортная милиция кроме общих задач по-прежнему решала специфические, вызванные военными последствиями: искоренение банд, изъятие у населения трофейного оружия, ликвидация детской беспризорности и безнадзорности, сохранение хлеба, картофеля, других сельскохозяйственных продуктов, розыск дезертиров железнодорожного транспорта и промышленности (железная дорога была военизирована, работа на ней приравнивалась к службе.

В промышленности во время войны трудились в том числе и те, кто по брони не призывался на фронт. Самовольный уход с таких рабочих мест считался дезертирством). Постоянно действующие маршрутные оперативные группы, сформированные во всех доротделах и подчиненных им подразделениях, направляли на наиболее сложные участки железных дорог для отработки пассажирских, пригородных и товарных поездов. На станциях создавались оперативные
заслоны.

Послевоенные будни не были мирными для сотрудников транспортной милиции. Силами групп и заслонов в 1946 - 1947 годах задерживались сотни
злоумышленников. Так, в январе 1946 года в поезде «Брянск - Почеп» грабители сняли с жертвы пальто, отняли 582 рубля и сумку с продуктами, а затем на ходу столкнули человека с поезда. Старший оперуполномоченный ЛОМа на станции Унеча старший лейтенант милиции А. Шемарыкин, помощники оперуполномоченного сержанты милиции Т. Купцов и В. Горбачев задержали троих подозреваемых - участников промышлявшей на Брянщине банды.

Маршрутно-оперативная группа доротдела на Белорусской ЖД под руководством капитана милиции Ф. Якушева в мае 1946-го остановила двух вооруженных преступников, совершивших убийства и другие тяжкие злодеяния.

В апреле 1947-го на крыше вагона пассажирского поезда была ограблена и убита женщина. Сопровождавший состав милиционер И. Раученко вычислил преступника по горячим следам.

На перегоне станций Тереховка и Зябровка криминальный квартет с оружием в руках намеревался оставить без денег и ценностей граждан, ехавших в товарном поезде. Но опергруппа под началом помощника оперуполномоченного Р. Мешкова задержала нападавших на месте преступления и доставила в Гомельское ЛОМ.

Благодаря умелому руководству и личной инициативе оперуполномоченного доротдела на Брест-Литовской ЖД В. Макаренкова милиционеры за два месяца изъяли в поездах 63 единицы огнестрельного оружия и были признаны лучшей командой в подразделении.

Сложившуюся к тому времени ситуацию прекрасно иллюстрирует такой приказ: «В апреле и начале мая 1947 года на Брест-Литовской железной дороге зарегистрирован ряд зверских убийств из огнестрельного оружия. 10 апреля на путях станции Городея убит гражданин М. А. Самченко, 27 апреля на станции Русино убит начальник станции Бидненко, 2 мая на перегоне «Столбцы - Осиповщина» убиты демобилизованные Никифоров, Марфутин и Ефимов. Каких-либо следов к раскрытию этих преступлений на местах убийств обнаружено не было. Благодаря настойчивой, кропотливой работе уполномоченного ОУР Отдел уголовного розыска лейтенанта милиции С. П. Калинина убийство Самченко было раскрыто. Одновременно с арестом главаря Громакова установлена и ликвидирована бандитско-грабительская группа в числе 13 человек, которая в 1947 году совершила 2 убийства и 10 вооруженных разбоев в районах Барановичской области. При аресте у преступников изъято 3 автоматических пистолета, винтовка и 2 кинжала, много домашних вещей, добытых ими при вооруженных разбоях. Упорно работая над раскрытием убийства начальника станции Бидненко, лейтенант милиции С. П. Калинин установил, что его совершили братья Проданчуки. Они же были уличены и в убийствах Никифорова, Марфутина, Ефимова, а также гражданина Кофтуна, убитого ими в товарном поезде на Сталинской железной дороге. Арестован и их соучастник в убийствах Ампилов, у которого при аресте обнаружен пистолет ТТ. За умелое раскрытие убийств и ликвидацию вооруженной бандитско-грабительской группы Громакова оперуполномоченному ОУР Отдел уголовного розыска лейтенанту милиции Калинину объявить благодарность и выдать денежную премию в размере месячного оклада содержания».

Борьба с криминалитетом была нелегкой и опасной. 29 декабря 1945 года помощник оперуполномоченного линейного поста на станции Мосты Белостокской ЖД В. Ольшанников при проверке документов у пассажиров смог обезвредить мужчину, четырежды стрелявшего в него из пистолета ТТ.

В 1946 году белорусские милиционеры направили в детдома почти 12,5 тысячи несовершеннолетних. Причем значительное количество беспризорников установили правоохранители с железной дороги. Инспекторы по детской работе ЛОМа на станции Лунинец А. Осипов и В. Шаповалов за август и сентябрь определили в специальный приемник 466 человек. К 1950 году удалось снизить число безнадзорных, а беспризорность была почти полностью ликвидирована.
Оперативная обстановка в 1947-м была такова: на Брест-Литовской ЖД зарегистрировано 1083 преступления (81% раскрыты), в том числе 40 убийств (73%), 237 хищений грузов из подвижного состава (75%), задержаны 132 дезертира железнодорожного транспорта и промышленности. На Белорусской ЖД зарегистрировано 1311 преступлений (82% раскрыты), из них 28 убийств (71%), 389 хищений грузов (64%), задержаны 54 дезертира.

Железная дорога была «становым хребтом» народного хозяйства в поднимающейся из разрухи стране. Для концентрации усилий в борьбе с преступностью и правонарушениями в 1947 году произошла коренная реорганизация транспортной милиции - ее передали из МВД в МГБ СССР. Были образованы управления охраны МГБ на Белорусской, Брест-Литовской, Западной ЖД. Первое возглавлял легендарный полковник госбезопасности Сергей Шандрин, награжденный за боевые заслуги и безупречную службу тремя орденами Красного Знамени (в том числе за обеспечение безопасности глав государств на Ялтинской конференции), тремя орденами Отечественной войны, двумя орденами Красной Звезды, орденом «Знак Почета» и многочисленными медалями.

«Начальником большого коллектива чекистов на Белорусской железной дороге я стал, пройдя все ступени - от практиканта, младшего сержанта до полковника. Видел на своем веку дураков и умных, патриотов и карьеристов, подхалимов и много добросовестных трудяг. Приобретенный опыт применял в методике руководства коллективом. В основе его лежал партийный подход и анализ обстановки. Ответственность каждого за выполнение закона на порученном участке работы и жизни была главным мерилом оценки сотрудников. В этом отношении был требовательным начальником и человеком», - отмечал в воспоминаниях Сергей Максимович.

Представители управлений охраны МГБ проводили сложную и опасную работу в борьбе с уголовной преступностью, ликвидацией бандформирований.

- Мне поручили вести дело группы Лукьянова, по которому к уголовной ответственности привлечены более десяти обвиняемых, - вспоминал старший следователь управления охраны МГБ на Белорусской ЖД Л. Гороховский. - Летом 1948 года на станции Жлобин в товарном вагоне прибывшего поезда обнаружили пять трупов. Раскрытием занималось все подразделение с линейными органами. Вскоре преступников задержали на хуторе Щегельский, расположенном в двух километрах от железной дороги между Осиповичами и Бобруйском. Следствие установило: трижды судимый Лукьянов (из семьи раскулаченных) с женой, также неоднократно преступавшей закон, организовали вооруженную банду, в которую вовлекли родственников, односельчан и лиц без определенных занятий и места жительства. Доказана их причастность к более чем 20 убийствам. Последним, кого арестовали, был секретарь Осиповичского райисполкома, член партии, фронтовик, майор запаса. Он был женат на сестре главаря группировки, знал о его преступном образе жизни и снабжал фиктивными справками и документами.

Сотрудникам транспортной милиции нередко приходилось вступать со злоумышленниками в смертельную схватку и жертвовать жизнью. В 1946-м при ликвидации вооруженного уголовника в поезде «Гомель - Бахмач» погиб милиционер Жлобинского ЛОМа Николай Бельский. А в июне 1948 года, преследуя бандита, ограбившего буфет, был убит начальник линейного поста милиции на станции Городня Белорусской ЖД старший лейтенант госбезопасности Михаил Левенец.

Охрана общественного порядка на станциях и поездах возлагалась на созданные отдельные полки, дивизионы и взводы. Это были самые многочисленные отряды в системе управлений охраны МГБ. Они вели борьбу с хулиганством, кражами, бродяжничеством, детской беспризорностью и безнадзорностью.

Старшина милиции 3-го взвода 10-го отдельного дивизиона управления охраны МГБ на Белорусской ЖД Р. Мешков задержал изменника Родины, находившегося во всесоюзном розыске. Старшина милиции того же взвода И. Карпов, сопровождая поезд на перегоне «Березина - Телуша», обезвредил на крыше вагона злоумышленника, изъял у него пистолет и 14 патронов, украденных у военнослужащего. А старшина милиции 5-го взвода В. Белицкий на станции Слуцк во время проверки документов заметил у гражданина восемь наручных и 27 карманных часов, а также 26 цепочек к ним. Оказалось, что вор похитил товар из магазина.

Образцово несли службу старший сержант милиции 9-го отдельного дивизиона управления охраны МГБ на Брест-Литовской ЖД С. Кондратюк и младший сержант милиции этого же дивизиона Н. Песоцкий, которым за проявленную оперативную находчивость, инициативу и бдительность при задержании государственных и уголовных преступников на железнодорожном транспорте приказом по корпусу МГБ СССР на транспорте объявлена благодарность.

Важным шагом в решении кадровой проблемы стало создание в апреле 1948 года школы переподготовки сержантского состава дивизиона (ныне - Могилевский институт МВД). Многие из первых ее курсантов имели фронтовой опыт, были орденоносцами. Обучение было комбинированным. Помощь курсантов требовалась на стройках народного хозяйства, в ремонте казарм и аудиторий, в борьбе с преступностью и беспризорностью, в поисках пропавших без вести людей. А вечером, выполнив долг, при свечах и керосиновых лампах они брались за учебники и постигали секреты чекистского мастерства. 31 января 1949 года состоялся первый торжественный выпуск 280 сотрудников транспортных органов МГБ. В 1952-м учреждение образования реорганизовали в школу подготовки оперативного состава для органов транспортной милиции.

В 1948 году уровень преступности на Белорусской ЖД сократился в три раза, на Брест-Литовской - в четыре. В среднем в шесть раз снизилось количество хищений грузов и багажа. На дорогах было совершено меньше убийств, а в 1950-м не зарегистрировано ни одного.

К 1953-м число злодеяний уменьшилось еще более чем наполовину. Одновременно повысилась раскрываемость.


(Продолжение следует…)
Николай ВЕРХОВ.