22 июня 2018Испытано на себе

Несколько лет назад один из столичных драйверов решился на шокирующую выходку: счел забавным преграждать дорогу автомобилю реанимации. Пока водитель неотложки пытался избежать аварии, в салоне медики боролись за жизнь ребенка, накануне получившего серьезные ожоги. Урезонить хулигана сумели проезжавшие мимо правоохранители. 

- Несомненно, подобные вопиющие факты единичны, - утверждает старший инспектор по особым поручениям УГАИ Управление Государственной автомобильной инспекции ГУВД Минска подполковник милиции Сергей СПОДАБАЕВ. - Однако пока далеко не все автомобилисты готовы предоставлять преимущество в движении спецтранспорту.
 
Чтобы разобраться в проблеме, корреспондент «НС» присоединилась к спешащей на очередной вызов бригаде станции СМП № 1 столицы. 

…Лавируя в оживленном транспортном потоке, медработники торопятся на помощь посетителю магазина - по предварительным данным тот потерял сознание. Сидящий за рулем водитель с 20-летним стажем Владимир БАСАЛАЙ снижает скорость и, включив сирену, уверенно проскакивает перекресток на запрещающий сигнал светофора, а после выезжает для обгона на встречную полосу. 

- Преимуществом пользуюсь, лишь удостоверившись, что отступление от ПДД ничем не грозит окружающим, - не отрывая напряженного взгляда от проезжей части, поясняет собеседник. - К слову, именно врач на основании полученной от диспетчера информации решает, есть ли необходимость включать спецсигнал. 

Первое препятствие на пути скорой возникает при выезде на Партизанский проспект. Пронзительно воет сирена, тревожно мерцают синие проблесковые маячки - но автомобилисты их игнорируют без зазрения совести. Томительные секунды ожидания кажутся вечностью. Наконец один из десятка драйверов останавливается и тем самым вынуждает остальных последовать его примеру. 



- Нарушители отнимают драгоценные мгновения, необходимые для спасения чужой жизни, - констатирует Владимир Федорович. - Например, утром едва успели реанимировать жительницу пристоличья. Оживленное движение затруднило выезд из города, поэтому упущенные минуты наверстывал уже за кольцевой автодорогой. Тем временем у пациентки случилась остановка сердца - и счет без преувеличения пошел на секунды… 

Большинство повстречавшихся на нашем пути автовладельцев не остаются глухи к звуку спецсигнала и без промедлений уступают дорогу. Следовать их примеру упорно не желает лишь водитель микроавтобуса - хотя окружающие позволяют ему перестроиться в крайнюю правую полосу, утруждать себя этим он не намерен. Карета скорой помощи, еще недавно двигавшаяся на 20 - 30 км/ч быстрее, чем соседи по потоку, вынужденно снижает скорость. 

- Полагая, что мне нетрудно опередить его, нарушитель заставляет совершать лишние действия, - настаивает Владимир Басалай. - И тем до предела повышает степень риска, которому мы и так подвержены. 

Едва ли нерасторопные драйверы представляют в такие моменты, каких усилий стоит медикам, которые в салоне борются за жизнь пациента, удержаться на ногах и не позволить дрогнуть руке. 

- Нам то и дело приходится залечивать ссадины и ушибы, полученные во время вынужденных внезапных маневров, - рассказывает врач выездной бригады интенсивной терапии Татьяна ЛАБКОВИЧ. - Наши водители сохраняют предельную концентрацию, когда сообщаем им о критическом состоянии пациента. Если слышат от нас тревожную фразу: «Быстрее, мы его теряем» - сделают всё возможное, дабы оперативно доставить человека в больницу. Недавно коллега сумел проехать внушительное расстояние по минским улицам на скорости примерно 100 километров в час. Повстречавшихся на пути невнимательных водителей объезжали в том числе по трамвайным путям. В результате спасли истекавшую кровью девочку, получившую тяжелую травму головы. 

Вместе с тем аварийные ситуации на дороге нередко создают и пешеходы. Многие, увидев подъезжающий к переходу спецтранспорт, не только спешат ступить на проезжую часть, но еще и замедляют шаг, с любопытством его разглядывая.
- К сожалению, далеко не все выполняют наши требования, когда в медпомощи нуждается посторонний, - продолжает работница бригады СМП. - Серьезные затруднения порой вызывает проезд дворовых территорий. Не раз приходилось несколько сотен метров нести пациента к машине, потому что автовладельцы, заблокировавшие доступ к нужному подъезду, выгружали сумки и категорически отказывались прерваться. 

Невзирая на существующие проблемы, водитель скорой признается: нарушителей на своем пути в последние годы встречает всё реже. По мнению начальника отдела безопасности движения КУП «Минсксанавтотранс» Федора ТИХАНОВИЧА, многих участников дорожного движения от подобной выходки удерживает суровое наказание, которое не исключает и лишение права управлять транспортом в течение года. 

- Однако ни один работник за рулем неотложки не застрахован от встречи с невнимательными соседями по потоку, отвлекающимися на громкую музыку или увлеченно болтающими по телефону, - подчеркивает Федор Михайлович. - Лишь в прошлом году четверо наших сотрудников угодили в ДТП на столичных улицах, двигаясь на запрещающий сигнал светофора с включенными проблесковыми маячками. 

Как утверждает Сергей Сподабаев, правоохранители тщательно изучают обстоятельства каждого подобного происшествия и выносят обоснованные решения. 

- Порой не все участники дорожного движения вовремя слышат звуковой сигнал спецтранспорта и успевают избежать столкновения, - уверен офицер. - Некоторые автолюбители не могут за считаные секунды определить направление, откуда он приближается. Поэтому пользоваться преимуществом на проезжей части работники скорой должны с особой осторожностью. 

Сергей Петрович уверен: избежать подобных затруднений поможет внедрение RFID-устройств. Размещенные на маршрутах передвижения датчики способны улавливать сигнал установленных в спецмашинах меток и отправлять его автоматизированной системе управления дорожным движением. 

- В этом случае спасатели и медики получат дополнительное время, необходимое для проезда перекрестка на разрешающий сигнал светофора, - продолжает собеседник. - Пока к реализации данной программы, предусмотренной концепцией «Добрая дорога», приступили представители МЧС. Рассчитываем, что специалисты Минздрава также в ближайшее время оценят предоставленную возможность и подключатся к системе. 

Кроме того, люди, создающие помехи на пути медбригад, должны знать: это не сойдет им с рук. 

- В корне изменить положение дел удастся, в том числе благодаря активной работе по выявлению подобных нарушений с помощью видеорегистраторов, - поясняет подполковник милиции. - При этом водителям спецтранспорта достаточно сообщить руководству об имевшей место аварийной ситуации: мониторинг видеозаписей и составление обращений в правоохранительные органы впоследствии должны взять на себя специалисты отдела безопасности движения КУП «Минсксанавтотранс». 

Анастасия ПАРАХНЕВИЧ, "На страже".