25 мая 2018Слово - члену общественного совета при МВД

Владимир ГРИДЮШКО: «Во всём должен быть разумный баланс»

Национальный академический Большой театр оперы и балета празднует 85-летие и в честь дня рождения снова распахнул свои двери для всех, кто пожелал заглянуть в волшебный мир закулисья

В юбилейный сезон театр по-особенному гостеприимен для сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск МВД. О проекте, который стал большим подарком для милицейского ведомства, а также о других свершениях рассказал генеральный директор Большого театра, член общественного совета при МВД Владимир Гридюшко.

- Владимир Павлович, каким театр пришел к знаковой дате?
- Окрепшим. Сегодня мы представляем собой творческий коллектив единомышленников, которому по плечу самые грандиозные задачи, масштабные проекты и сногсшибательные премьеры. И во многом это стало возможным благодаря воле и поддержке Президента страны Александра Лукашенко. Дело в том, что после распада Советского Союза Большой театр Беларуси был разделен на три юридически независимых друг от друга лица и не функционировал как единый механизм. А масштабная реконструкция здания с последующим объединением коллективов стала своеобразной точкой отсчета новейшей истории.

В течение 85 лет многие наши дирижеры, режиссеры, солисты, артисты, балетмейстеры- постановщики и другие творцы прославляли театр на весь мир. Продолжая славные традиции, мы активно развиваемся, внедряемся в мировое оперное и балетное пространство, завоевываем авторитет, признание зрителя, покоряем премьерами, продвигаем новые идеи.

- Действительно, удалось реализовать многое: новогодний бал прошел уже в девятый раз, его ровесником является и фестиваль в Несвиже. Нынешний день открытых дверей стал четверым по счету, «Балетное лето» - пятым…

- Минский международный рождественский оперный форум, даст Бог, пройдет в девятый раз, конкурс вокалистов - в пятый. Журналу «Партер» скоро исполнится девять лет. И это еще не всё. В общем, можем гордиться масштабными проектами, в том числе мирового уровня, десятками премьерных постановок, множеством международных меморандумов. К слову, плодотворное и взаимно полезное сотрудничество с театрами других стран, отдельными артистами тоже наладилось именно в период новейшей истории. Это позволяет развивать оперную и балетную труппы и поддерживать широкий зрительский интерес, привлекать публику…

- …и не только в столице.

- Да, наши «филиалы» уже есть в Гомеле, Могилеве, Новополоцке. Примерно раз в месяц привозим в регионы оперу или балет. Стараемся «осваивать» новые территории.

К слову, многие задумки было бы сложно воплотить без всесторонней, в том числе финансовой, поддержки партнеров, которые уже стали добрыми друзьями.

У нас проходит много целевых мероприятий. Это свидетельствует о том, что театр признан в стране. Многие ведомства, организации и предприятия полностью выкупают билетную книжку и спектаклем или концертом отмечают свой юбилей. Радует, что люди тянутся к высокому искусству! Такой формат сотрудничества помогает привлекать новых зрителей, воспитывать их. Работаем в этом направлении и сами в рамках проектов «Большой театр - детям», «Большой театр - молодежи»…

- А в этом году и в рамках проекта «Большой театр - сотрудникам органов внутренних дел и военнослужащим внутренних войск МВД». Расскажите, как родилась идея?

- Как член общественного совета при МВД и как гражданин понимаю: мы должны думать о том, чтобы сотрудники милиции были образованными, эрудированными людьми. А соприкосновение с искусством позволяет формировать новые позитивные качества, высокую нравственность, культуру общения, посещение театра наполняет душу теплом и новыми впечатлениями. Руководство ведомства весьма прогрессивно и заботится о статусе подчиненных, престиже профессии. Потому и Министр внутренних дел генерал-лейтенант милиции Игорь Шуневич, и его заместители поддержали нашу инициативу.

Уже состоялось несколько встреч (например, в столичных в/ч 3214 и 5448. - Авт.). К тому же военнослужащие внутренних войск и курсанты Академии МВД - будущие офицеры, стражи порядка - становились первыми зрителями премьерных постановок. Запланированы выступления в районных отделах внутренних дел, мероприятия в театре. В общем, сотрудничество есть, и, на мой взгляд, так и должно быть.

- Какой проект считаете главным достижением театра? На что было затрачено больше сил и средств?

- Каждая реализованная задумка - большое достижение. Например, журнал «Партер». Восемь лет назад никто не верил, что наше печатное издание будет востребованным, мол, поработаем полгода-год и забросим. Но нет! Он выходит и сегодня - полноцветный, глянцевый, им интересуются. Или рождественский конкурс вокалистов. Побывав членом жюри на международных конкурсах во Франции, Германии, Австрии, Болгарии, задумал организовать нечто подобное и у нас.

Конечно, волновались, приедут ли люди, но когда получили более 200 заявок из 30 стран, выдохнули. Первый блин не стал комом, и дальше всё пошло как по маслу. Удалось привлечь в жюри руководителей крупнейших театров, в том числе генерального директора «Опера Европа» - крупнейшей международной ассоциации, членом которой является и наш театр, получить признание. Да что там, обладатели Гран-при нашего конкурса и солисты, которые теперь часто выступают в Минске, - звезды мировой величины Михаил Малафий и Надежда Павлова. Такая интеграция представляется мне очень важной: о нас знают, нас уважают.

- Белорусские артисты, как правило, отправляются на гастроли с классическими постановками. Есть ли перспективы у национальных работ?

- Мы представляли национальный проект - балет «Витовт» Юрия Трояна - в Москве и Вильнюсе. Публика была потрясена, отзывалась очень хорошо. Но пока мы представляем свое преимущественно в рамках дней культуры. Большие туры, как, например, наши недавние поездки в Мексику, Австрию и Германию, прошлогодние во Францию, Великобританию, имеют коммерческий характер. А билеты продаются на известные спектакли, входящие в мировой рейтинг. Поэтому возим такие постановки, как «Богема», «Мадам Баттерфляй», «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Жизель», «Дон Кихот», «Спящая красавица». Свой вклад в продвижение Большого театра Беларуси как бренда делает и симфонический оркестр. Тот факт, что мы вернулись в Европу, что нас знают, - уже само по себе достижение.

- Трудно ли балансировать между решением финансовых и творческих вопросов? Всегда ли удается найти компромисс?
- Не нужно искать компромиссов, когда знаешь, чего хочешь. Никакой коммерческий интерес не будет удовлетворен, если творческая группа не создаст то, что люди захотят увидеть и услышать. При этом, с одной стороны, есть статус - Большой театр Беларуси и примерный перечень того, что должно быть в репертуаре. А с другой - есть понятие «кассовый спектакль». В реальности же в нашем репертуаре более 80 наименований - и оперных, и балетных. Чтобы в течение года показать их все, нужно ставить каждый максимум три-четыре раза. И смею заверить: залы останутся полупустыми. Поэтому приходится лавировать. Должен быть разумный баланс: классика, предложения для истинных ценителей и то, что заинтересует более широкий круг людей. Но в любом случае важно поддерживать интерес. Проводим дополнительные мероприятия - чтения, выставки, приглашаем именитых исполнителей, даем спектаклям «отдохнуть» и спустя какое-то время создаем новые редакции.

Мы не уходим от названий. Нельзя показать «Набукко», «Сельскую честь» или «Севильского цирюльника» и забыть. Это же знаковые оперы, без них невозможно обойтись! Как, собственно, и без «Турандот», «Евгения Онегина», «Пиковой дамы», «Хованщины», «Князя Игоря». Последняя постановка, кстати, была в репертуаре раньше, на будущий сезон запланирована премьера новой редакции. То же самое и с «Тоской», премьера которой была в феврале. А еще привлекаем зрителя новыми вкусами и стилями, ведь театр - это не поле деятельности одного режиссера. Так, этот сезон мы открыли «Травиатой» Андриса Жагарса, в конце апреля премьеру «Богемы» презентовал Александр Титель. В минувшем сезоне был Ханс-Йоахим Фрай с «Волшебной флейтой».

- А как обстоят дела в балете?

- Сейчас, например, над «Петрушкой» (премьера состоится в начале июня. - Авт.) работает Андрис Лиепа. Да и свои национальные кадры растим. Александра Тихомирова уже поставила ряд спектаклей - «Щелкунчик, или Еще одна рождественская история», «Орр и Ора», ассистировала народному артисту СССР Никите Александровичу Долгушину во время работы над спектаклем «Жизель, или Вилисы». Талантливые работы и у Ольги Костель, Юлии Дятко, Константина Кузнецова. Юрий Троян работает над «Анастасией Слуцкой» - балетом на музыку белорусского композитора Вячеслава Кузнецова. Премьера состоится в октябре.

- Какие спектакли нравятся лично вам как зрителю?

- Люблю все постановки! Все близки и дороги. Разумеется, какие-то больше, какие-то меньше. Но рассказать о своих предпочтениях, назвать конкретную оперу или балет - это значит обидеть кого-то. Творческий человек - душа ранимая. Знаю это не понаслышке, ведь театр - очень большая и важная часть моей жизни. Еще во время реконструкции, будучи замминистра культуры, дневал и ночевал здесь.

- О чем мечтается в юбилей?

- Хочется провести праздник на должном уровне: встретиться с друзьями на большом концерте, наградить самых достойных памятным нагрудным знаком «Большой театр Беларуси. 85 лет», принять как можно больше гостей… А дальше? Мечтаю, чтобы у нас всегда были полные залы, зритель шел на спектакли с удовольствием, сопереживал, любил театр.


Беседовала Елена КАЗАКОВА. Фото: bolshojbelarus.by


Справка «НС»
23 мая 1933 года на базе Государственной студии оперы и балета был создан Государственный театр оперы и балета Белорусской ССР. Он открылся 25 мая оперной премьерой «Кармен», главную партию в которой исполнила Лариса Помпеевна Александровская. Ее именем назван камерный зал современного Большого театра Беларуси.


Кстати
Каждое воскресенье до 17 июня с 17:10 до 17:40 симфонический оркестр Большого театра Беларуси будет дарить прекрасное настроение всем прохожим. Перед входом в храм Мельпомены он представит программы, основу которых составит популярная классическая музыка. Как рассказал дирижер Иван Костяхин, зрителей ждут вальсы, польки, марши Штрауса и Чайковского. Иван Владиславович и Олег Лесун (поочередно) будут дирижировать в эти воскресные вечера. Если погодные условия окажутся не совсем благоприятными, оркестр будет ждать любимых зрителей (конечно, тех, кто приобретет билет на вечерний спектакль) в холле на первом этаже Большого театра.