www.mvd.gov.by

Служим Закону, Народу, Отчизне!

220030, Минск
ул. Городской Вал, 4

Круглосуточный
единый номер: 102

Государственная автоинспекция

Гражданство и миграция

Административные процедуры

Учебные заведения

Главное управление по наркоконтролю и противодействию торговле людьми

Главное управление охраны правопорядка и профилактики

30 марта 2016Весенние риски автомобилистов



Управление автомобилем в различные времена года имеет свою специфику и характеризуется определенными особенностями.

Практика показывает, что водители наиболее внимательно относятся к управлению автомашиной зимой, когда на проезжей части возможно наличие гололеда, выпадает большое количество осадков, приходится чаще ездить в темное время суток и в условиях ограниченной видимости. В то же время зачастую незаслуженно игнорируются особенности вождения в ранневесенний период, когда в течение недели или даже дня погодные условия могут изменяться, что многократно увеличивает возможность возникновения на дороге аварийно-опасных ситуаций.

Один из таких случаев произошел не так давно в пригороде Минска, где в утреннее время водитель, управляя автомобилем «Фольксваген», не учел образовавшуюся за ночь скользкость, неправильно выбрал скорость движения на закруглении дороги, не справился с управлением и выехал на тротуар, где совершил наезд на пешехода, в результате чего последний получил телесные повреждения.

Кроме того, весенняя оттепель, применяемые зимой противогололедные реагенты способствуют разрушению дорожного покрытия, вследствие чего перед водителем открываются выбоины и ямы. В этой связи, если не удается объехать возникающие на пути такие препятствия, необходимо быть готовым к поездке через них.

Самое важно здесь заключается в том, чтобы не применять резких приемов управления для объезда, в результате чего можно потерять контроль над автомобилем и допустить занос, а тормозить перед ямой или выбоиной, стараясь проехать через них с минимальной скоростью, чтобы не повредить детали кузова и подвески автомобиля либо не потерять управление им.

Распространенное явление на весенних дорогах и грязь, которая становится частой причиной блокировки колес машины и, соответственно, потери управляемости. Для уверенного и безопасного торможения на мокром грязном покрытии следует выжимать педаль тормоза отрывистым усилием, до блокировки, отпуская и повторяя это действие несколько раз для достижения необходимого результата.

При сходе снега на дорогах нередко можно увидеть лужи и ручейки, которые резко снижают коэффициент сцепления колес с дорогой.

Как результат, увеличивается риск возникновения заносов и сносов осей автомобиля, одновременно возрастает и тормозной путь.

В этой связи одна из главных трудностей вождения – водяное скольжение или так называемое аквапланирование, которое возникает при движении автомобиля по мокрой дороге. Указанный эффект проявляется обычно при езде по залитому водой дорожному покрытию на скорости свыше 60 км/ч, а также при торможении юзом даже по неглубокой водяной пленке. Неприятная особенность аквапланирования заключается еще и в том, что для преодоления этого явления зачастую водитель по привычке начинает бороться с заносом, пытаясь скорректировать траекторию движения «плывущей» машины. Однако такое поведение оказывается бессмысленным просто из-за отсутствия сцепления с дорогой и нередко приводит к еще большим заносам и даже опрокидыванию машины.

Как же справиться с этим явлением на весенней дороге? Прежде всего, необходимо всегда прогнозировать возможность аквапланирования. При первых сомнениях в управляемости автомобиля на мокрой дороге следует снизить скорость, усилить осторожность и избегать резких маневров. Попав в лужу, не следует резко тормозить или прибавлять газ. При потере контакта с дорогой не рекомендуется выворачивать руль слишком круто, лучше просто дождаться прекращения внезапного эффекта водяного скольжения. Нужно учитывать, что когда автомобиль въезжает в лужу обоими передними колесами, его резко отбрасывает назад. Поэтому в такой ситуации нужно крепко держаться за руль и быть готовым к рывкам в сторону. Небольшие же лужи лучше пропускать между колесами.

С постепенным освобождением дорожной поверхности от снега, слякоти и воды у водителя зачастую возникает непреодолимое желание двигаться с бо́льшей скоростью. Но тут как раз и начинаются проблемы. Вождение автомобиля на дорогах с выбоинами и водяными участками, несет в себе немало опасностей, поэтому поднимать скоростной режим до разрешенного предела следует постепенно.

В целом традиционное представление о том, что весной ездить гораздо проще, чем зимой, во многом ошибочно. Увеличение количества транспорта на дорогах, сезонные факторы, связанные с погодными условиями и состоянием дорожного покрытия, затрудняют движение, способствуют повышению риска возникновения дорожно-транспортных происшествий.

Поэтому перед переходом на весеннюю эксплуатацию автомобиля необходимо проверить его техническое состояние, в первую очередь исправность рулевого управления, тормозной системы и ходовой части, особенно в тех случаях, когда автомобиль зимой не эксплуатировался.

Наряду с этим, хотя Правила дорожного движения и предписывают эксплуатировать автомобиль с зимними шинами до 1 марта, не стоит менять их слишком рано. Для ранней весны характерна неустойчивая погода, ночные заморозки, осадки при околонулевых температурах, которые делают проезжую часть скользкой. Ранняя замена резины в этом случае может сказаться на безопасном вождении автомобиля. Лучшее время для замены шин тогда, когда снег сходит с дорог окончательно и в течение суток уверенно держится плюсовая температура.

Кроме того, несмотря на увеличение светового дня, по-прежнему остается актуальной проблема пешеходного травматизма.

Анализ автоаварий с участием указанной категории участников дорожного движения, произошедших в республике в первые два месяца текущего года, свидетельствует о том, что в двух третьих случаях гибели пешеходов, двигавшихся в темное время суток по дороге, последние не были обозначены световозвращающими элементами, что не позволило водителям транспортных средств своевременно обнаружить их и принять необходимые меры, чтобы избежать наезда.

В этой связи не лишним будет в очередной раз напомнить о необходимости использования пешеходами светоотражающих элементов при следовании по краю проезжей части в темное время суток, а также обратить внимание водителей на предельную внимательность во время движения в условиях недостаточной видимости и готовность в любой момент предотвратить дорожно-транспортное происшествие.

Старший инспектор организационно-аналитического управления милиции общественной безопасности МВД 
Сергей Гардынец.

Телефон доверия
Спасибо за службу!