www.mvd.gov.by

Служим Закону, Народу, Отчизне!

220030, Минск
ул. Городской Вал, 4

Круглосуточный
единый номер: 102

Государственная автоинспекция

Гражданство и миграция

Административные процедуры

Учебные заведения

Главное управление по наркоконтролю и противодействию торговле людьми

Главное управление охраны правопорядка и профилактики

11 марта 201615 марта - День Конституции Республики Беларусь

Соблюдая принципы справедливости и гуманизма

Накануне празднования очередной годовщины со дня принятия Конституции Республики Беларусь корреспондент «НС» побеседовал с судьей Конституционного Суда, доктором юридических наук, профессором Леонидом РЯБЦЕВЫМ.

- Леонид Михайлович, каковы итоги работы Конституционного Суда в минувшем году?
- Конституционный Суд в порядке осуществления обязательного предварительного контроля в прошлом году проверил конституционность 50 законов, принятых Парламентом. При их проверке КС исходил из необходимости защиты основ конституционного строя, направленности законодательных механизмов на повышение уровня обеспеченности и безопасности правового регулирования реализации и гарантий защиты прав и свобод человека как высшей ценности и цели общества и государства.

В частности, по результатам проверки конституционности Закона «О борьбе с коррупцией» решением КС документ признан соответствующим Конституции. При этом было отмечено, что одной из правовых основ государственной политики в сфере борьбы с коррупцией, наряду с возложением данной обязанности на государственные органы - органы прокуратуры, внутренних дел и государственной безопасности, является общественный контроль гражданами нашей страны, организациями, в том числе общественными объединениями, за деятельностью по борьбе с этим негативным проявлением.

Конституционный Суд оценил положения указанного закона, предусматривающие привлечение граждан и организаций к участию в решении государственных задач, с одной стороны, как одну из действенных мер консолидации всего общества для усиления борьбы с коррупцией, а с другой - как меру, способствующую укреплению доверия граждан к государству.

- Какие выводы сделаны после анализа новой редакции раздела Х Уголовно-процессуального кодекса, предусматривающего введение в уголовный процесс апелляционного производства?

- Конституционным Судом отмечено, что в нормах уголовно-процессуального закона, согласно которым не вступивший в законную силу приговор суда первой инстанции вправе обжаловать в апелляционном порядке все лица, чьи права и законные интересы нарушены постановленным по уголовному делу судебным решением, и в той части, в которой приговор затрагивает их интересы, реализуется основанный на части третьей статьи 115 Конституции принцип свободы обжалования решений, приговоров и других судебных постановлений.

По мнению КС, введение в уголовный процесс стадии пересмотра не вступивших в законную силу приговоров, определений, постановлений в апелляционном порядке направлено на гарантирование законности, обоснованности и справедливости судебных постановлений по уголовным делам, обеспечение прозрачности судебных процедур, формирование единообразной судебной практики, повышение оперативности и экономичности судебной деятельности.
- Что может предпринять гражданин нашей страны в случае нарушения или ограничения его прав при проведении оперативно-розыскных мероприятий?

- При проверке конституционности Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» Конституционный Суд в решении от 8 июля 2015 года отметил, что указанным законом закрепляется право граждан, в отношении которых проводятся или проводились оперативно-розыскные мероприятия, граждан, привлеченных соответствующими органами к подготовке проведения подобных мероприятий и (или) участию в них, а также организаций в связи с осуществлением ОРМ обжаловать действия органов, осуществляющих эту деятельность, в вышестоящие органы, прокурору или в суд в соответствии с законодательными актами. Это означает, что любое лицо, которое полагает, что при проведении оперативно-розыскных мероприятий нарушены или ограничены его права, свободы и законные интересы, может выбрать по своему усмотрению способ их юридической защиты.

По мнению Конституционного Суда, расширение законодателем сферы судебного обжалования гражданами действий различных государственных органов объективно обусловливает необходимость углубления специализации в судебной системе путем выделения административного судопроизводства в качестве отдельной составляющей судопроизводства.
- Соблюдаются ли конституционные права и свободы несовершеннолетних при рассмотрении дел, связанных со сбытом наркотических средств?

- Проверяя конституционность Закона «О внесении дополнений и изменений в Уголовный кодекс Республики Беларусь по вопросам противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов», Конституционный Суд отметил, что с учетом положений части первой статьи 2, части первой статьи 21 Конституции нуждаются в обеспечении конституционные права и свободы несовершеннолетних как особой категории лиц, подлежащих специальной охране и находящихся под защитой государства в соответствии с частью первой статьи 32 Конституции и нормами международно-правовых актов в области правосудия в отношении несовершеннолетних (например, в силу пункта «b» статьи 37 Конвенции о правах ребенка какое-либо лишение свободы ребенка следует осуществлять в качестве крайней меры и на минимально необходимый срок).

В связи с этим Конституционный Суд обратил внимание правоприменителей на то, что порядок производства при применении уголовного закона по делам, связанным со сбытом наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, должен основываться на принципах справедливости и гуманизма с учетом социальных, возрастных и физиологических особенностей данной категории лиц.

Беседовал Станислав ДОРОЩЁНОК, газета "На страже".

Телефон доверия
#моямилиция