23 февраля 2018«Стрелы» стремительный полёт


Уже на протяжении четверти века без участия сотрудников СП ДПС Дорожно-патрульная служба «Стрела» МВД не обходится ни одно мероприятие государственного уровня Эскортирование и сопровождение кортежей высших должностных лиц и автомобилей иностранных делегаций, присутствие на праздничных церемониях и других широкомасштабных торжествах - при выполнении этих и других задач представители спецподразделения демонстрируют безупречную выучку и мастерство, оставляя за кадром долгие, упорные тренировки.

- Коллеги, стоявшие у истоков создания службы, заложили основы ее безукоризненной репутации, - уверен нынешний руководитель полковник милиции Сергей РУДЕНКО. - И их преемники держат высокую планку.

Сотрудники «Стрелы» выявляют «болевые точки» в организации дорожного движения всех регионов страны, проводят рейды, направленные на профилактику ДТП, уделяют пристальное внимание поддержанию транспортной дисциплины среди стражей порядка. Вызов им нередко бросают и пьяные драйверы, и лихачи, и бесправники, причем некоторые тщетно пытаются соревноваться с ними в мастерстве и скорости. Стремлением прийти на помощь представители подразделения снискали уважение водителей, а нарушителей не раз удивляли безошибочным профессиональным чутьем.

За 25 лет существования «Стрелы» ее сотрудники раскрыли почти тысячу злодеяний. Оказывая поддержку представителям других служб, они не раз преграждали путь опасным преступникам.

- Среди самых резонансных за последние годы - разоблачение дельцов, похищавших запчасти с завода БелАЗ, - вспоминает С. Руденко. - Сотрудники СПБТ Специальное подразделение по борьбе с терроризмом "Алмаз" «Алмаз» МВД и службы специальных мероприятий СП ДПС Дорожно-патрульная служба «Стрела» сумели взять их с поличным. Такая же задача стояла перед подчиненными и во время задержания злоумышленников, сливавших дизтопливо из нефтепровода «Дружба». После суток напряженного ожидания стражи порядка точно рассчитали момент, в который машина преступников с грузом окажется в нужном месте. Обескураженные внезапным появлением правоохранителей, те были не в состоянии сопротивляться.

На счету представителей спецподразделения немало задержанных нарушителей закона: например, в 1997-м старший инспектор ДПС Дорожно-патрульная служба службы эскортирования ныне майор милиции в запасе Алексей Гайдук преследовал двоих вооруженных злоумышленников. Когда беглецы поняли, что им не скрыться, забежали в подъезд жилого дома и начали стрелять, а офицер противостоял им до прибытия подкрепления. За этот поступок Алексею Григорьевичу присвоили внеочередное звание.

- Всё больше функций по контролю за дорожным движением возлагается на технические средства, - подчеркивает Сергей Владимирович. - Тем не менее существует ряд задач, справиться с которыми в силах лишь высококлассные профессионалы. Рад, что так могу охарактеризовать всех подчиненных.

В республике снижается количество дорожно-транспортных происшествий, водители становятся более дисциплинированными - в этом, несомненно, есть заслуга представителей «Стрелы». Учитывая возрастающую популярность байкерского движения, используются новые методы контроля за поведением на дороге владельцев железных коней.

С прошлого года сотрудники несут службу не только на авто, но и на мотоциклах. Это дает дополнительные преимущества, в том числе при преследовании нарушителей. По словам С. Руденко, эффективность такого патрулирования оценили и коллеги из региональных спецподразделений ГАИ: в 2017-м брестский «Буг», гродненскую «Дельту», гомельскую «Молнию» оснастили двухколесным транспортом.


Тысячи тренировочных километров

Ряды спецподразделения «Стрела» пополняют лишь самые перспективные и подготовленные сотрудники, прослужившие в ГАИ не менее пяти лет. Вместе с тем работа в службе эскортирования, например, и вовсе требует от специалистов уникальных навыков.

- Немало кандидатов в одиночку уверенно выполняют сложнейшие маневры на мотоциклах, - поясняет заместитель начальника СП по идеологической работе и кадровому обеспечению подполковник милиции Анатолий КУКАРЦЕВ. - Однако непосильным испытанием для многих становится движение в кортеже. Лишь единицы, преодолев страх, способны выполнять элементы построения в полуметре друг от друга.

На такой минимальной дистанции виртуозы за рулем двухколесной техники могут двигаться на скорости до 180 км/ч. При этом расстояние между зеркалами автомобиля спецназначения и ближайших к нему мотоциклов не должно превышать 10 - 15 сантиметров.

- Еще недавно и сам участвовал в эскортировании, - признается Анатолий Николаевич. - К каждому такому событию необходимо готовиться очень тщательно, будто в первый раз. Непосвященному сложно представить, какое колоссальное напряжение испытывают сотрудники. Мотоциклистам нужно держать минимальную дистанцию, им запрещено пользоваться тормозом. Сбрасывать скорость разрешается, лишь переключая передачи и постепенно снижая подачу газа, - иногда для плавной остановки нужно проехать значительное расстояние.

По этой причине серьезной помехой во время движения может стать даже самое, на первый взгляд, незначительное препятствие - любая выбоина или дорожная неровность. Порой на полосу движения кортежа пытаются выехать другие водители, опасные ситуации создают и внезапно появившиеся на проезжей части животные.

Тем не менее «Стреле» удается держать под контролем все непредвиденные ситуации. За слаженными и отработанными до автоматизма действиями стоит множество тренировок: в любую погоду за раз сотрудники преодолевают не меньше 300 километров.

Сегодня «Стрела» - одно из самых мобильных и хорошо оснащенных спецподразделений.

В прошлом году автопарк пополнили четыре двухколесных BMW JS 800. Маневренные и комфортные, они лучше других приспособлены для работы по обеспечению дорожной безопасности. Во время официальных мероприятий сотрудники службы эскортирования появляются на мощнейших Yamaxa FJR 1300 AS.

- Всё чаще участвуем в показательных выступлениях и перенимаем зарубежный опыт проведения подобных мероприятий, - продолжает собеседник. - Недавно у нас побывали представители пилотажной группы «Каскад» УГИБДД ГУ МВД России по Москве. После совместных тренировок коллеги с удивлением признались: они отрабатывали программу месяцами, а мы освоили ее за три дня.

Кстати, в ряды сотрудников «Стрелы» не раз пытались влиться даже мастера спорта по мотокроссу. Но узнав, сколь высокие требования предъявляют к кандидатам, отказывались.


Мастерство доказали на деле
Сотрудники и ветераны с гордостью делятся наиболее яркими эпизодами из истории спецподразделения. Здесь точно знают, сколько раз за четверть века звучал приказ «Срочно подать эскорт к самолету!»: почетный кортеж встретил 89 президентов и премьер-министров, а также 23 тысячи иностранных делегаций.

- Буквально через несколько месяцев после создания «Стрелы» эскорту предстояло встречать первого высокого гостя - Президента Польши Леха Валенсу, - вспоминает подполковник милиции в запасе Михаил СВИСТУН, возглавлявший подразделение в 1993 - 1994 годах. - Наши устаревшие, маломаневренные и тяжелые мотоциклы «Урал ИМЗ» могли подвести в любую минуту. К счастью, всё обошлось. Руководитель соседней страны эмоционально поблагодарил нас.

По словам Михаила Сергеевича, руководству предстояло в короткие сроки сформировать штат подразделения и придать почетному кортежу для глав государств статус визитной карточки республики. Амбициозную задачу выполнили в кратчайшие сроки - уже к осени 1993 года службу полностью укомплектовали.

- К визиту Президента США Билла Клинтона в январе 1994-го готовились несколько месяцев, к тому времени обзавелись новейшими мотоциклами BMW, - продолжает собеседник. - Однако в последний момент наше участие в мероприятии чуть не сорвалось. Представители американской службы безопасности настоятельно просили ограничиться машинами сопровождения. Дело было в том, что незадолго до этого чикагский эскорт показал себя не с лучшей стороны.

Развеять сомнения в профес-сионализме сумели без слов: зарубежных коллег пригласили на одну из тренировок и продемонстрировали навыки. На прощание Билл Клинтон, впечатленный мастерством белорусских стражей порядка, лично пожал им руки. Уникальные фотоснимки, отражающие этот момент, администрация Белого дома позже выслала в отдельном конверте для каждого сотрудника.

В истории подразделения было немало случаев, когда виртуозные навыки вождения и невероятная стойкость позволяли достойно выполнить поставленную задачу. Например, летом 2004-го во время визита Президента Судана разыгралась сильнейшая гроза - столица в одночасье оказалась затоплена. Еще до прибытия иностранной делегации из аэропорта попытались сообщить об отмене участия мотоциклистов в эскортировании кортежа. Но разряд молнии повредил вышку мобильного оператора, и связь оборвалась…

- Встретили гостя под ливнем, в условиях практически нулевой видимости, - продолжает заместитель начальника службы сопровождения майор милиции Сергей МИНЬКО. - И тем не менее ни дождь, ни порывистый ветер не помешали провести мероприятие на высоком уровне. А во время визита Президента России Бориса Ельцина у мотоцикла под управлением старшего инспектора ДПС Дорожно-патрульная служба службы эскортирования ныне капитана милиции в запасе Василия Садова спустило колесо. Василию Васильевичу хватило мастерства 35 километров удерживать неисправный транспорт на ходу на высокой скорости…

В череде историй, впечатляющих мужеством и выдержкой стражей порядка, нельзя не упомянуть и о погибшем при исполнении профессионального долга старшем инспекторе ДПС Дорожно-патрульная служба службы эскортирования капитане милиции Иване Лукашевиче.

- В первую очередь вспоминается его удивительная отзывчивость, - рассказывает бывший руководитель подразделения полковник милиции в запасе Николай САСИНОВИЧ. - Однажды зимой возвращались из командировки, оба невероятно уставшие. Воспользовавшись тем, что за рулем сидел коллега, я задремал. Когда проснулся, обнаружил, что Иван заметил на дороге сломанную машину и поспешил на помощь пожилому владельцу. Для него прийти на выручку человеку было в порядке вещей - и этот достойный поступок товарища всегда вспоминаю, когда меня просят рассказать о «Стреле».


Анастасия ПАРАХНЕВИЧ, "На страже".