30 ноября 2018Технический прогресс не отменяет личное участие


Работа с обращениями граждан и юридических лиц - одно из приоритетных направлений деятельности органов внутренних дел

О том, как сегодня выстраивается диалог стражей порядка с населением и с какими проблемами чаще всего обращаются в ОВД Органы внутренних дел, рассказал заместитель начальника управления - начальник отдела документационного обеспечения и приема граждан УЗГСиДО МВД подполковник милиции Алексей Стетюкевич (на снимке - в центре).
- Сколько обращений поступает в органы внутренних дел ежегодно и каков механизм их рассмотрения?

- За девять месяцев 2018-го общее количество достигло почти 190 тысяч. Несмотря на то что среди них есть заявления, рассмотрение которых не относится к компетенции милиции, каждое письмо регистрируется и перенаправляется в соответствующие госструктуры для реагирования.

Около 15% обращений поступают в электронном виде - через сайт МВД или на адрес электронной почты. В основном эту возможность используют желающие получить ответы информационно-справочного характера. Заявители, чьи проблемы требуют детального разбирательства, по-прежнему предпочитают письменную форму.

С января текущего года во всех территориальных ОВД Органы внутренних дел функционирует подсистема «Дело-Web». На смену журнальной форме учета пришла электронная, что в значительной степени сократило время на направление обращений граждан и юридических лиц непосредственным исполнителям и обеспечило оперативное выполнение поручений по ним.

Имеющееся в подразделениях центрального аппарата и центрального подчинения министерства, а также в ГУВД столицы и УВД областей программное обеспечение дает возможность осуществлять документооборот полностью в цифровом формате - начиная от наложения резолюции руководителя и заканчивая списанием рассмотренного обращения со всеми приложенными к нему материалами в электронное номенклатурное дело. Это существенно сократило время на обработку корреспонденции и оптимизировало деятельность сотрудников. Кроме того, были минимизированы траты на почтовые услуги и конверты, а также расходы на содержание площадей для хранения архивов.

Видя положительные результаты, сотрудники УЗГСиДО стимулируют территориальные ОВД Органы внутренних дел к переходу на полнофункциональную эксплуатацию системы «Дело»: проводят обучающие семинары, помогают с установкой спецпрограмм и настройкой периферийного оборудования. В связи с внедрением технических новшеств инициирована и переработка Инструкции об организации работы с обращениями граждан и юридических лиц и ведения делопроизводства по ним в ОВД Органы внутренних дел и внутренних войсках МВД. Ее проект находится на юридической экспертизе в управлении правового обеспечения милицейского ведомства.

- Сроки рассмотрения теперь также контролируются автоматически?

- Верно. В системе «Дело» есть поле для ввода контрольной резолюции. И руководитель, и исполнитель видят соответствующие уведомления в виртуальных личных кабинетах. В проекте инструкции предусмотрена дополнительная форма контроля со стороны территориальных ОВД Органы внутренних дел. Согласно новому документу будет осуществляться выборка нерассмотренных в установленный срок и несвоевременно перенаправленных для реагирования в соответствии с компетенцией заявлений. Такой же механизм будет действовать и для писем, оставленных без рассмотрения по существу. Предполагается, что данную обязанность возложат на старших инспекторов по работе с обращениями граждан службы ЗГСиДО областных УВД, которые раз в 15 дней будут производить выборку с последующим докладом о результатах руководителю ОВД Органы внутренних дел. Пока же контроль в своих подразделениях осуществляют сотрудники секретариата на местах.

- Как рассматриваются анонимные обращения?

- Они подлежат рассмотрению только в случае, если в них содержится информация о готовящемся, совершаемом или произошедшем преступлении. При электронном обращении наряду с личными данными заявитель обязан указывать адрес проживания. Сейчас прорабатывается новая форма подачи электронного обращения через ведомственный сайт, которая не позволит направить письмо без заполнения необходимых реквизитов.

- Алексей Николаевич, какие еще предусмотрены формы взаимодействия с населением?

- Министр, его заместители и начальники служб согласно утвержденному графику осуществляют приемы граждан, в том числе выездные. С информацией о датах и времени их проведения можно ознакомиться на сайте МВД и в печатных СМИ. За девять месяцев текущего года к руководителям милицейского ведомства обратились
50 заявителей. Еще около 700 искали ответы на волнующие их вопросы в приемной граждан министерства, где им помогали сотрудники указанного подразделения.

Кроме того, регулярно проводятся встречи руководящего состава МВД с трудовыми коллективами предприятий и организаций республики. Поступающие замечания и предложения анализируются и учитываются в планировании служебной деятельности.

Еще одной востребованной формой диалога с населением является проведение прямых телефонных линий. Данный метод помогает оперативно выявлять и решать острые проблемы, вскрывать факты формализма в работе с обращениями граждан.

- С какими вопросами чаще всего люди обращаются в милицию?

- Тематика различна. Значительное число заявлений касается безопасности дорожного движения. Спрашивают, как восстановить справедливость, если камера зафиксировала нарушение ПДД, а за рулем находился не владелец авто. Или акцентируют внимание специалистов на необходимости установки искусственных неровностей на проезжей части и знаков ограничения скорости на опасных участках магистралей. Некоторые интересуются, правомерно ли им был запрещен выезд из страны или въезд в Беларусь. Такие обращения регистрируются и направляются по компетенции в структурные подразделения МВД.

Немалая часть заявлений связана с жалобами на действия сотрудников других ведомств и касается процесса расследования уголовных дел, производства судебных экспертиз, проведения проверок финансово-хозяйственной деятельности коммерческих структур. Они также переадресовываются в соответствующие госорганы для реагирования.
Приходят люди и с бытовыми проблемами. Сотрудники не только дают исчерпывающие с правовой точки зрения ответы, но и стараются поддержать попавшего в неприятную ситуацию человека, дать дельный совет. А недавно начальнику приемной граждан МВД подполковнику милиции Руслану Трепашко (на снимке - слева) довелось оказывать первую медицинскую помощь пожилой женщине, которая на пороге кабинета потеряла сознание. До прибытия скорой пенсионерку удалось привести в чувство.

- Сотрудников службы, постоянно внимающих различным просьбам и обращениям граждан, наверное, уже сложно чем-то удивить…

- Я тоже так полагал, пока в конце сентября этого года к нам не обратилась минчанка с человеческим черепом в руках. Останки она нашла на улице рядом со стройплощадкой. Примечательно, что в черепе обнаружилось отверстие, схожее с пулевым. В ходе проверки, которую по данному факту проводил Центральный РОСК столицы, установили: останки принадлежали человеку, погибшему во время Великой Отечественной войны.


Беседовала Ольга БАРЧ.