13 октября 2017«Ситуация требует новых и креативных подходов»


Недавно подразделения по наркоконтролю и противодействию торговле людьми разменяли третий десяток. За эти годы в стране была создана отвечающая современным требованиям национальная законодательная база в этой сфере, сформировался и спектр стоящих перед оперативниками задач.


О нынешнем состоянии дел и перспективах развития службы «НС» рассказал начальник ГУНиПТЛ КМ Криминальная милиция МВД полковник милиции Геннадий КАЗАКЕВИЧ.

- В Беларуси широко заговорили о наркомании в 1980-х, когда были зафиксированы первые факты массового употребления наркотиков среди молодежи. В 1990-х рост наркопотребления продолжился, на повестку дня встал вопрос здоровья нации, поэтому возникла потребность в создании специализированной службы для борьбы с распространением этого зла.

Основа всей будущей системы наркоконтроля заложена созданием в 1994 году отдела по борьбе с незаконным оборотом наркотиков главного управления криминальной милиции МВД. 9 октября 1996-го приказом Министерства внутренних дел было образовано управление по незаконному обороту наркотиков. Эта дата и считается днем службы.

В 2004-м в связи с распространением нового для Беларуси вида уголовных посягательств - торговли людьми - наши подразделения включились в работу и в этом направлении.

В настоящее время перед службой стоит множество задач. В их числе мониторинг интернет-пространства для выявления и пресечения деятельности вир-туальных ресурсов, занимающихся распространением наркотиков, и их пользователей; перекрытие каналов поступления запрещенных веществ в Беларусь посредством почтовых сервисов. Мы стремимся не допускать изготовления зелья в условиях подпольных лабораторий, выявляем и ликвидируем такие нелегальные производства, уничтожаем наркосырьевую базу растительного происхождения. Еще одно направление - предупреждение и раскрытие преступлений, связанных с международным наркотрафиком, выявление и пресечение преступной деятельности лиц, занимающихся торговлей людьми, фактов педофилии, изготовления и распространения порноматериалов с изображением несовершеннолетних, недопущение занятия проституцией. Кроме того, осуществляем мониторинг деятельности в сфере модельного, туристического бизнеса, трудоустройства граждан за рубежом.

Настойчивость и системные решения в сфере противодействия распространению наркотиков позволили переломить ситуацию на наиболее угрожающих направлениях, существенно снизить масштабы торговли людьми и связанных с ней преступлений.

С учетом актуальности проблемы распространения наркотиков с использованием Интернета особое внимание сегодня уделяем подготовке и обучению специалистов по противодействию киберпреступности, изучаем и внедряем в практику передовые методики иностранных государств в данном направлении.

Наши сотрудники регулярно участвуют в международных семинарах и тренингах по вопросам наркоконтроля, которые проводятся как в странах Западной Европы и Российской Федерации, так и в Беларуси. В последнее время активно развивается сотрудничество в данном направлении с силовыми структурами Китая. С 2007 года в Минске на базе Академии МВД функционирует Международный учебный центр подготовки, повышения квалификации, переподготовки кадров в сфере миграции и противодействия торговле людьми, который является базовым учреждением по профильному обучению специалистов из государств - участников СНГ.

- Не секрет, что Декрет № 6 «О неотложных мерах по противодействию незаконному обороту наркотиков» оказался своевременным и эффективным. Планируются ли еще более глобальные законодательные и практические шаги в борьбе с наркоугрозой?
- Принятие декрета и утверждение разработанного на его основе комплексного плана позволили стабилизировать обстановку в сфере противодействия незаконному распространению наркотиков. Результатом принятых мер стало продолжающееся сокращение общего количества зарегистрированных наркопреступлений, фактов отравлений психоактивными веществами.

Так, в минувшем году количество злодеяний в этой сфере снизилось на 12,3% (с 7268 в 2015-м до 6374 в 2016-м). В январе - августе нынешнего года органами внутренних дел выявлено 3774 наркопреступления.

Число злодеяний в этой сфере, совершенных с участием несовершеннолетних, по итогам 2016-го уменьшилось почти наполовину. Положительная динамика сохранилась и в текущем году: по результатам восьми месяцев отмечено сокращение числа таких преступлений в 2,1 раза. Отрадно, что прослеживается и устойчивая тенденция снижения количества лиц, состоящих на наркологических учетах в учреждениях здравоохранения, что как нельзя лучше свидетельствует об оздоровлении ситуации.

Время не стоит на месте, и нормативная база, направленная на противодействие наркоугрозе, продолжает совершенствоваться. Например, сейчас прорабатывается вопрос о внесении изменений в Уголовный кодекс. Однако говорить о каких-то конкретных новациях пока рано.

- Какую роль в борьбе с незаконным оборотом зелья сыграло упрощение процедуры отнесения новых психоактивных веществ к наркотикам?

- Отечественное законодательство является уникальным не только на территории государств - участников СНГ, но и в Европе. Наш опыт признан и востребован международным сообществом, регулярно получает высокие оценки экспертов компетентных органов иностранных государств.

Мы добились закрепления в Законе «О наркотических средствах, психотропных веществах, их прекурсорах и аналогах» понятия «аналоги» (вещества с новыми формулами, изобретательно изменяемыми изготовителями наркотиков во избежание ответственности), уточнения термина «базовая структура». Кроме того, введенный упрощенный механизм установления государственного контроля над вновь появляющимися наркотиками позволяет автоматически запретить оборот до 98% возможных новых видов психоактивных веществ. Снизилась доля синтетических психотропов, что заставило потребителей возвращаться к традиционным опиоидам и марихуане, которые в меньшей степени оказывают разрушающее воздействие на организм. В январе 2017 года Республиканский перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих государственному контролю в Беларуси, дополнен 46 новыми веществами. Однако эти изменения списка носят упреждающий характер, в обороте на территории страны до настоящего времени такие вещества не появлялись.

- Ужесточение ответственности за распространение наркотиков, несомненно, сыграло свою профилактическую роль в стабилизации обстановки. Тем не менее имеются факты недовольства приговорами, попытки публичных обвинений правоохранителей в поломанных судьбах молодых людей…

- В первую очередь хочется сказать несколько слов о сложившемся у некоторых граждан ошибочном мнении об уравнивании всех видов наркотиков. Действующее законодательство предусматривает разграничение ответственности за действия в отношении наркотических средств, психотропных веществ, их ана­логов в зависимости от объема и степени опасности. Ответственность за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, дифференцирована и позволяет в полной мере реализовывать принцип уголовной ответственности как в части неотвратимости наказания, так и его справедливости.

Что касается вопроса о смягчении наказания за подобные злодеяния, который активно обсуждается в последнее время, то его решение, как и в любом государстве, может стать логичным и последовательным шагом в наркополитике после достижения целей, которые преследуются принятыми ранее мерами.

Основным посылом родных и близких людей, осужденных за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, является то, что длительные сроки - это бесчеловечно. Однако давайте посмотрим с другой стороны, с точки зрения родственников погибших от потребления запрещенных веществ или ставших инвалидами. Объективная оценка необходимости и возможности тех или иных изменений в законодательство требует учета мнения не только осужденных и их близких, но и лиц, пострадавших от наркотиков. Принятие непродуманных и необоснованных мер может привести к игнорированию прав и законных интересов последних, а также подавляющего большинства граждан, рискующих пристраститься к наркотикам. Мы не вправе позволить тем, кто продает зелье, вовлекать в его потребление всё больше и больше молодых людей и оставаться безнаказанными.

Однако в отдельных СМИ периодически возникают статьи, содержащие непроверенную, основанную на домыслах, информацию, публикуются письма граждан и их родственников, якобы пострадавших от произвола властей.

К слову, законодательство многих стран еще более жестко карает наркодельцов, чем у нас. В ряде азиатских государств для них предусмотрена и применяется на практике смертная казнь. В Российской Федерации и Австрии максимальным наказанием для таких лиц является пожизненное лишение свободы.

Я уже отмечал, что ужесточение законодательства, связанного с наркотиками, стало своевременным и принесло свои плоды.

- Спецподразделения интернет-разведки - это ноу-хау? Каков их вклад в деятельность наркоконтроля?

- В последние годы основным ресурсом для распространения запрещенных веществ является Интернет. Стремительное развитие Глобальной компьютерной сети стало основной причиной массового вовлечения молодежи в потребление наркотиков и их распространение.

В век высоких технологий большинство молодых людей преимущественно общаются во Всемирной паутине, где по личной инициативе либо спонтанно находят соответствующие объявления. Не имея своей стойкой позиции и надеясь на авось, некоторые из них пробуют наркотики, которые затягивают навсегда, лишая дальнейшего смысла и цели в жизни. Некоторые, желая получить легкие деньги, вовлекаются в их распространение, не задумываясь о последствиях для себя и своих близких.

В развитии компьютерных технологий, которые активно используют распространители наркотиков, кроется, пожалуй, основная сложность борьбы с этим злом. В настоящее время подавляющее количество сделок осуществляется именно в Сети, где сбыт происходит бесконтактным способом посредством популярных сервисов, оплата - с помощью систем электронных денег, получение товара - в условленном месте. Как правило, никто и никогда не видит тех, кто находится по другую сторону, электронные системы расчетов сделали процесс купли-продажи стремительным и обезличенным.

В связи с этим оправдали ожидание созданные в 2014 году в подразделениях НиПТЛ страны группы аналитической разведки, деятельность которых направлена на выявление интернет-ресурсов, используемых для незаконного оборота наркотиков, а также проведение оперативно-розыскных мероприятий по пресечению преступной деятельности в сфере незаконного наркооборота.

И здесь важно сказать о дилемме, с которой мы сталкиваемся. С одной стороны, эффективное противодействие распространению наркотиков через Интернет практически невозможно без осуществления контроля за Сетью, с другой - мы не вправе ограничивать личную свободу пользователей. Поэтому наиболее эффективным способом в данном направлении видится блокировка сайтов, содержащих наркоконтент, а также транзакций по электронным кошелькам.

Так, за восемь месяцев текущего года сотрудниками подразделений аналитической разведки установлено 11 интернет-сайтов, на базе которых функционировали 47 виртуальных магазинов, занимающихся распространением психоактивных веществ. В Министерство информации направлены уведомления о необходимости ограничения доступа к 11 сайтам, содержащим сообщения или материалы, касающиеся незаконного оборота наркотиков. Возбуждено 404 уголовных дела, заблокированы транзакции по 630 электронным кошелькам.

- Возможна ли у нас легализация легких наркотиков? К чему это может привести?

- Хотел бы обратить внимание на то, что не бывает легких наркотиков. Заблуждаются те, кто считает, что потребление марихуаны разрешено за границей. Это касается лишь пяти-шести стран, где ее использование допускается при соблюдении определенных условий.

Нельзя забывать, что, согласно медицинским исследованиям, регулярное курение марихуаны вызывает развитие тяжелой психической и физической зависимости и может привести впоследствии к деградации личности и употреблению более опасных наркотиков.

Министерство внутренних дел регулярно изучает международный опыт, который возможно применить в нашей стране. По оценкам ряда европейских экспертов, легализация марихуаны - не панацея в борьбе с наркоманией. Она, как правило, не приносит ожидаемых результатов и является, скорее, вынужденной мерой, признанием невозможности со стороны государства обеспечить соблюдение полного запрета на ее потребление, то есть своеобразной «капитуляцией» законодателя перед массовым распространением запрещенных веществ.

- Как известно, спрос рождает предложение. Можно ли ожидать, что мы добьемся такого уровня правосознания населения, что наркоторговцам в нашей стране станет нечего делать?

- Мы не изолированы от внешнего мира. Беларусь в силу географического положения рассматривается организаторами международного наркотрафика не только как рынок сбыта, но и как страна транзитного перемещения наркотиков.

Наше население активно пользуется Интернетом и другими благами цивилизации. А максимализм и желание попробовать всё были и останутся характерными чертами подростков, входящих, как уже отмечалось, в основную группу риска в приобщении к потреблению наркотиков, ведь запретный плод сладок.

Потому добиться такого уровня правосознания населения, что наркоторговцам в нашей стране станет нечего делать, не представляется возможным, но стремиться надо. В этой связи особая роль отводится профилактике. Реалии таковы, что наработанные за предыдущие годы методы себя уже не оправдывают. Более того, в некоторых случаях существуют риски возникновения обратного эффекта.

Сегодня важен комплексный подход и выстроенная многоуровневая система профилактики наркомании, направленная, во-первых, на подростков и молодежь, чтобы снизить риск вовлечения их в эти сети, во-вторых, на родителей, которые смогли бы разглядеть и предотвратить проблему в семье, в-третьих, на формирование у граждан активной позиции неприятия наркотиков.

Мы взаимодействуем с общественными организациями и гражданским обществом, вникаем в проблемы и причины наркомании, продумываем методы и наиболее эффективные способы оказания помощи наркозависимым и созависимым, которые также нуждаются в психологической и иной поддержке.

Проводится работа по повышению эффективности профилактики. Наша цель - вывести ее на новый уровень, поставить на профессиональную и постоянную основу. Для этого задействуем ресурсы министерств образования и здравоохранения.

Одной из последних наших задумок, которая уже начала реализовываться, является создание интерактивного информационного ресурса, направленного на оказание помощи наркозависимым и профилактику наркомании среди подростков. Мы также инициировали внесение изменений в учебные программы учреждений среднего специального и профессионально-технического образования. Теперь вопросы антинаркотической тематики включены в дисциплину «основы права». Пробуем задействовать такие площадки Министерства здравоохранения, как, например, центры, дружественные подросткам, существующие на базе детских поликлиник. Для массового вовлечения детей и молодежи в занятия физической культурой не обойтись без помощи Министерства спорта и туризма.

Нельзя обозначить какое-либо из проводимых профилактических мероприятий как наиболее эффективное, поскольку добиться осознания обществом явления наркомании как реальной угрозы безопасности нации возможно лишь в результате комплексного подхода.

- Беларусь многие признали передовой страной в вопросах противодействия незаконному обороту наркотиков и торговле людьми. Каким образом взаимодействуете с зарубежными коллегами?

- Действительно, белорусский опыт в этих сферах на международной арене признан эффективным и востребован в других государствах. Кроме того, наша страна занимает лидирующие позиции в мире по безопасности в целом. Такая оценка дана международными экспертами, в том числе в рамках Парламентской Ассамблеи ОБСЕ Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, состоявшейся в Минске в июле текущего года.

Отечественное законодательство в сфере противодействия наркомании стало основой для трех резолюций, инициированных Беларусью и принятых Комиссией ООН по наркотическим средствам, а также Межпарламентской Ассамблеей ОБСЕ Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Республика активно сотрудничает как с отдельными государствами, так и с международными организациями, занимающимися этой проблемой, в том числе с Управлением ООН по наркотикам и преступности в указанной сфере.

С 2016 года наша страна участвует в работе Комиссии Организации Объединенных Наций по наркотикам в качестве полноправного члена.

В связи с получением республикой в 2015 году статуса наблюдателя при Центральноазиатском региональном информационном координационном центре по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров МВД продолжило обеспечивать белорусское представительство на организуемых по линии центра мероприятиях. Налажено и активно развивается взаимодействие с Группой Совета Европы по сотрудничеству в борьбе со злоупотреблением наркотиками и их незаконным оборотом.

В сфере противодействия торговле людьми укрепление международных связей также является одним из важнейших направлений деятельности. В нашей стране ежегодно проводятся представительные форумы, на которые приглашаются сотрудники заинтересованных органов зарубежных государств и всемирно признанные эксперты в этой области. Налажена совместная работа с такими влиятельными структурами, как Программа развития ООН, Международная организация по миграции, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, Управление по наркотикам и преступности и Детский фонд ООН. Поддерживаются эффективные контакты с правоохранительными органами стран Евросоюза, Ближнего Востока и СНГ. С некоторыми из них имеются прямые международные соглашения исключительно по противодействию торговле людьми (например, с Турецкой Республикой).

Все эти усилия существенно повышают уровень работы правоохранительных органов по противодействию международному трафикингу.

- Вызывает ли опасения специалистов ситуация в сфере торговли людьми? Появляются ли у нас новые формы рабства?
- Торговля людьми - хорошо отлаженный транснациональный вид преступности, приносящий колоссальные доходы организаторам и занимающий лидирующие позиции по прибыльности в криминальной среде. По данным Международной организации по миграции, в мире насчитывается от 21 до 36 миллионов жертв торговли людьми. С ежегодным оборотом в 32 млрд долларов этот криминальный бизнес уже опередил незаконную торговлю оружием и вплотную приблизился к наркотрафику.

Не миновала проблема и Беларусь. С 2014 года органами внутренних дел установлено 506 жертв торговли людьми, в том числе 104 - в текущем году. Выявлено 384 преступления в этой сфере (83 - в 2017-м), более четверти из них сопряжены с переправкой жертв за границу. Перекрыто 57 каналов вывоза людей в другие страны (чаще всего - в Россию, а также в Евросоюз и на Ближний Восток) для эксплуатации, 12 из них - в нынешнем году. С 2006-го выявляются и факты, когда Беларусь сама выступает страной назначения. За это время были установлены жертвы торговли людьми из Вьетнама, России, Украины и Молдовы.

В настоящее время количество тех, кто подвергся внутренней эксплуатации, превышает число вывезенных за рубеж почти в 2,5 раза. Преобладающей же формой как внешней, так и внутренней эксплуатации для нашей страны является сексуальная. А вот пик трудовой пришелся на 2008 год, когда было выявлено 53 таких факта (51 из них был связан с вывозом за рубеж). Начиная с 2010-го регистрируется не более пяти подобных злодеяний в год.

Методы преступной деятельности в этой сфере постоянно совершенствуются, используются и новые формы, такие как организация секс-туризма, открытие борделей, завуалированных под массажные салоны, ведение секс-бизнеса исключительно посредством Интернета.

- Насколько остра сегодня для нашей страны проблема педофилии? Какие шаги предпринимаются для пресечения этого явления?

- Отмечаем серьезный рост числа преступлений против половой свободы и половой неприкосновенности несовершеннолетних. В 2014 году выявлено 116 таких фактов, в 2015 и 2016-м - 219 и 338 соответственно, а в январе - августе нынешнего года - уже 432. Неуклонно растет число пострадавших от данных преступлений: от 88 в 2014-м до 329 в текущем году.

Тесно связан с педофилией и оборот детской порнографии: за последние три года выявлено 234 таких факта, в том числе 48 - в 2017-м. Более 75% из указанных преступлений сопряжены с использованием Всемирной сети.

В последнее время участились случаи действий сексуального характера в отношении детей со стороны лиц, занимающихся их воспитанием и обучением (родители, педагоги, руководители кружков и секций), а также медицинских работников. Всё более распространены случаи, когда сексуальному контакту педофила с несовершеннолетним предшествует его психологическая обработка в ходе виртуального общения или груминг.

Такие деяния высоколатентны, ведь только единицы сообщают о происходящем взрослым. При этом очевидно, что в большинстве случаев своевременное пресечение нездорового общения позволило бы избежать наступления более тяжких последствий в виде совершения в отношении ребенка физических сексуальных действий.

Вместе с тем уголовное законодательство Беларуси и основанная на нем правоприменительная система позволяют квалифицировать как преступления лишь оконченные факты сексуального насилия педофила над ребенком. Лица, занимающиеся грумингом, в большинстве случаев уходят от ответственности. По тем же причинам избегают ее и граждане, регулярно просматривающие и хранящие детскую порнографию. Невзирая на очевидную общественную опасность подобной категории лиц в связи с их потенциальной склонностью к педофилии, наказание за хранение детской порнографии в Беларуси не предусмотрено, что создает предпосылки для ее широкого распространения.

Для исправления ситуации по инициативе МВД подготовлен соответствующий проект закона. Целью нововведений является не расширение и ужесточение ответственности, а эффективное и своевременное предотвращение совершения более тяжких преступлений против детей.

Таким образом, очевидно, что реалии требуют абсолютно новых и креативных подходов. Наступательная, постоянная и качественная работа не только ОВД Органы внутренних дел, но и всех государственных органов, общественных организаций позволит снизить риски и угрозы распространения наркомании, торговли людьми, педофилии, сохранить здоровое поколение и укрепить нравственные устои общества.

- Что бы вы пожелали коллегам в связи с профессиональным праздником?
- В первую очередь хотел бы отметить, что благодаря слаженной работе и высокому профессионализму сотрудников подразделений НиПТЛ наша служба, несмотря на ее молодой возраст, завоевала авторитет, стала значимым звеном в системе органов внутренних дел.

Всем коллегам выражаю искреннюю признательность за их ежедневный кропотливый труд, желаю крепкого здоровья, семейного благополучия, успехов и удачи.


Беседовала Наталья ИЗОТОВА, "На страже".

Телефон доверия
#моямилиция